Регулятор громкости – достаточно важный вопрос, как выяснилось.
В какой-то момент работы над проектами ЦАП я обратил внимание на то что при подключении наушников Beyerdynamic T1 напрямую на выход ЦАП моего проекта Diatonica звук становился яснее, становилось слышно больше деталей, одним словом росло разрешение. Поиск причин привел в первую очередь к усилителю для наушников, но также и к регулятору громкости. Регулятор на время был убран, выставление уровня громкости было сделано через КУ усилителя. После того, как была разработана 3я версия усилителя, и детализация записей уже не падала, а наоборот росла, было проведено тестирование регуляторов громкости.
Конечно же, первое что приходит на ум, это Alps RK27. Будучи добавлен в тракт, нещадно съедает детали в звуке. Эффект сравним с засовыванием ваты в уши. Или с заменой наушников Beyerdynamic T1 на что-нибудь навроде noname компьютерной гарнитуры за 20$. К тому же, значительная часть продаваемых на ebay Alps RK27 – это китайские подделки.
Есть еще Alps RK40, он же Blue Velvet. Подделок тут вроде нет, но несмотря на громкое название и цену в 100$, этот РГ немногим лучше своего младшего собрата. Почти так же снижает разрешение.
В итоге, перебрав эти и еще несколько других РГ, показавших еще худшие результаты (у них вместе с потерей деталей еще и искажения добавлялись), я уже было решил, что придется городить что-то на дискретке или использовать DACT. Но случайно наткнулся на вот эту заметку известного DIY энтузиаста Pedja Rogic о cermet потенциометрах. В итоге оказалось что он был прав, серия Vishay Sfernice P11S2 замечательно себя показывает, заметного падения разрешения нет, как и добавления искажений.
У Vishay есть также серия P11A2, позиционируемая как аудиорегуляторы, но это не cermet а conductive plastic. По внешнему виду они полностью идентичны cermet регуляторам, но с ними есть падение детализации в отличие от P11S2. Что неудивительно, учитывая то что технология изготовления там другая.